Бескрылым фениксам добавили немного перьев
- ЭС ВАК по отраслевой и региональной экономике и управлению (первый феникс);
- ЭС ВАК по экономической теории, финансам и мировой экономике (второй феникс).
Заметим сразу, что хотя фигурантов «Диссернета» в обоих списках много, порядка 30% состава, сам этот факт мы не считаем главным. Как говорится, важны подробности. «Диссернет» предоставляет открытую и по возможности полную информацию, тем более, когда человек является членом важного (с точки зрения противодействия нарушениям академической этики) органа. Право каждого иметь свое мнение: мешает ли такой работе, например, одна публикация с приписным соавторством? Или единичное «позорное решение» — голосование за оставление степени диссертанту, в работе которого имеются массовые заимствования без ссылок на авторов? Мы не прокуроры, наша задача — сделать такую информацию доступной. Более серьезной проблемой нам представляется то, что люди с действительно вопиющими нарушениями академической этики входят в состав экспертного совета, да еще и занимают в нем руководящие позиции.
Итак, по каждому совету-фениксу мы видим как хорошие новости — ряд одиозных фигурантов «Диссернета» отсеялся на этапе отбора кандидатов, — так и плохие: кое-кто остался. Рассмотрим эту ситуацию подробно.
Первый феникс
Хорошая новость
Главный успех с точки зрения «Диссернета» — отсутствие в окончательном списке профессора Р. М. Нижегородцева: яростный защитник фальсификаторов не будет принимать решения в ЭС ВАК, и это, безусловно, хорошая новость.
Вторая по значению хорошая новость: выбывание из списка шести профессоров — авторов списанных диссертаций:
- Санкт-Петербург — В. А. Кощеев (две диссертации в копилке «Диссернета») и В. А. Плотников;
- Москва — Н. В. Седова (РЭУ им. Плеханова);
- Тамбов — И. В. Грошев: помимо своей диссертации с некорректными заимствованиями, «серийный оппонент» (7 раз) и один раз научный руководитель липовых защит;
- Самара — Н. М. Тюкавкин;
- Пермь — В. П. Черданцев.
Смотрим участие в чужих липовых защитах. Помимо профессора И. В. Грошева, из списка выпали «серийные оппоненты» В. А. Плотников (Санкт-Петербург), С. С. Морковина (Воронеж), И. А. Рождественская (Финансовый университет, Москва).
Исчез профессор В. Н. Овчинников (Ростов-на-Дону) — три научных руководства списанными диссертациями, в отношении двух подшефных В. Н. Овчинникова поданы ЗоЛУСы: было бы нехорошо, если бы подопечного члена ЭС ВАК лишили ученой степени, ведь тогда, согласно Положениям о диссертационном совете и об экспертном совете ВАК, такой научный руководитель не может в течение пяти лет входить в состав диссертационных или экспертных советов.
Еще несколько нарушителей помельче — 3–4 случая участия, не будем их перечислять, смотрите сами.
Плохая новость
Председатель нового совета — профессор РАНХиГС Андрей Маркович Марголин, научный руководитель диссертации с некорректными заимствованиями, находящейся под защитой срока давности (неопасно, вряд ли срок давности в обозримом будущем отменят).
Зампредседателя — непотопляемая Ксения Валерьевна Екимова, проректор РЭУ имени Плеханова с целым букетом нарушений (своя диссертация под защитой срока давности, участие в некорректных защитах в качестве оппонента, семь (!) статей в «хищных» журналах с переводным плагиатом, дважды — участие в позорных решениях ЭС ВАК); напомним, она была зампредседателя в только что закрытом ЭС ВАК по экономическим наукам.
Второй зампредседателя нового совета — профессор Игорь Юрьевич Скляров из Ставрополя: две публикации с переводным плагиатом в «хищном» черногорском журнале.
Профессор Анна Герольдовна Бездудная (опять Петербург!) с двумя списанными диссертациями (конечно, под защитой срока давности) — также осталась в списке членов совета-феникса.
Второй феникс
Хорошая новость
Ни один автор списанной диссертации в состав ЭС ВАК не попал — иркутский профессор А. С. Нечаев и ростовский доцент Э. А. Исраилова отсеялись при отборе. Странно, конечно, что такие очевидные вещи приходится констатировать как успех — но уж в такой реальности мы живем.
Лидеры списка по участию в липовых защитах — «серийные оппоненты» С. В. Шкодинский, А. В. Харламов и А. А. Хачатурян — выбыли из списка.
Лидер списка по числу публикаций с некорректными заимствованиями и подменой данных — профессор А. С. Нечаев — также не попал в состав совета.
Плохая новость
Председатель второго феникса — Светлана Сергеевна Галазова, профессор Северо-Осетинского государственного университета: два участия в защите списанных диссертаций в качестве научного руководителя. А еще у профессора Галазовой — публикация с переводным плагиатом в «хищном» таганрогском журнале.
В предыдущей публикации мы упоминали профессора УрГЭУ Максима Сергеевича Марамыгина и его две публикации с купленным соавторством в «хищном» венесуэльском журнале Opcion. Однако этот факт не показался отборочной комиссии дискредитирующим: профессор получает в новом совете-фениксе должность зампредседателя.
Второй зампредседателя — Александр Борисович Мельников, профессор КубГАУ: семь случаев участия в списанных защитах, из них три — научным руководителем; четыре — оппонентом, из последних два подопечных лишены ученой степени. Повезло профессору, что все некорректные защиты, где он исполнял роль научного руководителя, находятся под защитой срока давности!
И как вам результаты?
В «Диссернете» работают оптимисты — иначе мы давно бы уже сложили руки или бились головой об стенку. Есть хорошие новости — значит, всё не зря, а смотреть на этот стакан как на наполовину пустой или наполовину полный мы предоставляем читателю. Главное — информация собрана и выставлена на всеобщее обозрение, так что даже если завтра в России физически закроют Интернет, информация никуда не денется.