Всё новое – это хорошо забытое старое. Даже у оригинальных идей есть корни, и самые известные учёные не чужды заимствований. Однако иногда граница между вдохновлённостью чужими разработками и копированием размывается.
О чём пишут?
Сетевое сообщество «Диссернет», известное своими проектами по проверке научных работ, проанализировало и труды пермских учёных. Результаты в присутствии представителей некоторых вузов озвучила координатор организации в Перми Александра Семёнова.
С 2015 года активисты изучили сотни диссертаций научных сотрудников ведущих высших учебных заведений. На сайте можно найти более 60 диссертаций, которые содержат большой процент заимствований. Как и в целом по стране, большинство этих работ посвящены экономике.«Больше всего подозрительных исследований – 43 – выявили в ПГНИУ. На втором месте – Пермский филиал Института экономики и права УроРАН. Здесь нашли таких 35 работ. Интересно, что в обоих списках эксперты учли 33 исследования директора института Александра Пыткина, т.к. он трудоустроен в обоих вузах. К слову, в этом учреждении кандидатскую диссертацию писал глава Пермского муниципального района Александр Кузнецов. В его работе выявлено 75% заимствований. Защищались там и его коллеги из района, сотрудники вузов, депутаты, – рассказала координатор «Диссернета». – На третьем месте – сельхозакадемия (5 научных трудов). Работы здесь выполняла в частности экс-министр промышленности, инноваций и науки Ксения Пьянкова. Сейчас она трудится в ПГНИУ. А вот политехнический университет в этот рейтинг не попал.
Зато он оказался первым в антирейтинге журнальных статей, где замечены некорректные заимствования. Вуз разместил сразу 59 таких исследований в научных изданиях страны. Оказалось, что это сделал один «плодовитый» автор. Впрочем, представитель политеха уверила, что расследование этой истории университет начал ещё до оглашения результатов исследования «Диссернета». Преподавательница в вузе уже не работает.Кому доверять?
И всё же нередко бывают случаи, когда учёный цитирует результаты собственных исследований. Данные неизбежно повторяются. Активисты уверяют, что этот момент учитывают. Диссертации сначала проверяют автоматически. Если находят более трёх страниц подряд, скопированных из другого источника (для статей – 50% текста), то уже возникают подозрения. Потом работы смотрят два эксперта, которые должны прийти к общему мнению, что в данном случае речь идёт о некорректном заимствовании.
Да, сомнения будут всегда. Но необходимость в работе общественников
возникла не просто так. Пока нет жёстких правил отслеживания и
отбраковывания работ, содержащих заимствования, и наказания их авторов,
будет возникать вопрос – кто же учит новое поколение студентов?