Вузы ответили «Диссернету»
Спустя месяц после публикации «Диссеропедии» – крупнейшего рейтинга сомнительных диссертаций – попавшие в него петербургские вузы выступили с комментариями. «Ложечки нашлись – осадок остался», – ответили в самом большом экономическом университете города – СПбГЭУ, одном из лидеров экономического образования России. В Государственном университете противопожарной службы посочувствовали борьбе за чистоту науки, но заметили, что и активисты недостаточно подкованы противопожарных вопросах.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет по просьбе «Фонтанки» ответил на публикацию сообщества «Диссернет», по мнению которого, вуз занял второе место в России по числу связанных с его сотрудниками сомнительных диссертаций.
«Очень легко бороться с какими-либо явлениями, не создавая ничего позитивного. Даже если выясняется несправедливость утверждений «Диссернета», то возникает положение, которое можно охарактеризовать окончанием старого анекдота: «ложечки нашлись, но осадок остался», – заявил «Фонтанке» проректор СПбГЭУ по научной работе профессор Александр Карлик. «У каждого может быть своё мнение, – добавил он. – Чтобы узнать, правдиво оно или нет, нужно внимательно изучить соответствующие диссертационные работы, посмотреть научные работы соискателей, отзывы оппонентов, выяснить, нет ли у соискателя общих работ с автором потенциальных источников заимствования, и вообще изучить весь материал, связанный с защитой».
По словам Александра Карлика, вуз «обязательно» будет это делать, однако конкретные сроки проректор не назвал: «Это работа систематическая, на неё нужно очень много времени». Как утверждает профессор, он проанализирует и те две работы, которые защищены под его научным руководством и, по мнению «Диссернета», содержат некорректно процитированные куски: «Хотел бы отметить, что, к сожалению, в те времена системы «Антиплагиат» не существовало, и не всегда можно было бы квалифицированно определить некорректные заимствования. Это, конечно, не оправдание, но учитывать это все-таки надо».
При этом наш собеседник отказывается называть публикации «Диссернета» «претензиями»: «Претензиями что-то можно называть только в том случае, когда это что-то дают квалифицированные люди, то есть представляют, по сути дела, о чём говорят. Могу привести пример: реакцией одного из основателей «Диссернета», господина Заякина, на закрытие Европейского университета, по версии радио «Эхо Москвы», была фраза, что «среди 5300 фальшивых диссертаций, известных сообществу, нет ни одной из Европейского университета Санкт-Петербурга». И это правда. Правда и то, что в Европейском университете никогда не было диссертационных советов».
«Я также считаю, что если «Диссернет» действительно борется за чистоту науки, – а я допускаю, что кто-то из «диссернетчиков» действительно в это верит, – то, наверное, и методы борьбы должны быть чистыми», – заключил он.
«Диссеропедия» и петербургские кейсы
Сетевое сообщество «Диссернет», напомним, занимается борьбой с научным плагиатом. В марте оно опубликовало проект «Диссеропедия российских вузов» (http://rosvuz.dissernet.org/). На специально созданном сайте содержится большая интерактивная подборка о диссертациях с возможными некорректными заимствованиями. Учебные заведения ранжируются в зависимости от числа связанных с их сотрудниками сомнительных работ – персонал мог выступать в качестве диссертантов, научных руководителей или оппонентов. Причём диссертационные советы, где проводилась защита, не обязательно располагались в тех же вузах.
Лидером рейтинга стал Финансовый университет при правительстве России – с его работниками соотнесено 154 сомнительные защиты. Петербургский СПбГЭУ находится на втором месте с цифрой в 141. Это учебное заведение получилось в результате слияния трёх вузов – ФИНЭК, ИНЖЭКОН и СПбГУСЭ, может сравниться по размерам с Гарвардом и претендует на звание одного из крупнейших университетов России и лидера экономического образования. При этом если поделить численность профессорско-преподавательского состава СПбГЭУ на количество сомнительных кейсов, то получится, что один такой кейс приходится примерно на каждого десятого профессора, доцента, преподавателя или ассистента. На подготовку комментариев для «Фонтанки» у пресс-службы университета ушёл почти месяц.
Всего в подборку «Диссернета», по состоянию на 13 апреля, попало 30 петербургских вузов и 28 диссертационных советов. В «Диссеропедии» также содержатся 5 научных журналов из культурной столицы, например издание «Проблемы современной экономики», печатающееся «при кураторской поддержке» союзного государства Россия – Беларусь и Евразийского экономического союза.
«После СПбГЭУ лидерами рейтинга в нашем городе являются Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России с показателем в 70 сомнительных кейсов и РГПУ имени Герцена, с чьими сотрудниками связано 50 неоднозначных защит, – прокомментировала «Фонтанке» один из создателей «Диссеропедии» кандидат физико-математических наук Лариса Мелихова. – В университете МЧС, в частности, работал нынешний глава петербургского института ядерной физики Денис Минкин. Наше внимание привлекла его диссертация об «управлении социально-психологической адаптацией в коллективах» на соискание степени доктора технических наук. Она содержала заимствования из работы Сергея Алексеика, которая, в свою очередь, тоже содержала заимствования… Многие сотрудники РГПУ участвовали в защите сомнительных сочинений, связанных с педагогикой. Вообще огромное количество списанных диссертаций по педагогике – это одно из наших открытий последнего времени. Ведь раньше казалось, что по числу исследований с некорректными заимствованиями лидирует такая область знания, как экономика. Но оказалось, что педагоги могут дать ей фору».
При этом авторы проекта настаивают на чистоте своих методов. «Спешу заверить Александра Евсеевича, что мы никогда не требуем от ВАК отозвать степень, если у диссертанта есть совместные работы с соавторами-источниками, перекрывающие объем заимствования. Мы всегда проверяем это при подготовке экспертизы», – отметил в комментарии «Фонтанке» сооснователь «Диссернета» физик Андрей Заякин. Он добавляет, что исследования соавторов «можно использовать корректно, а можно – некорректно»: ссылки на них, согласно «Положению о присуждении учёных степеней», делать всё-таки надо.
– Что же касается моей фразы об Европейском университете, то её нужно читать именно так, как она была сказана. Я не утверждал, что там есть диссертационные советы. Зато там не нашлось и ни одного сотрудника, связанного с защитами сомнительных диссертаций, – отметил сооснователь «Диссернета».
РГПУ ответ на публикацию «Диссернета» пока подготовить не смог – ректор вуза Валерий Соломин напомнил, что его полномочия как ректора заканчиваются уже завтра, 14 апреля, поэтому право комментировать логично делегировать новому руководству вуза. Точку зрения университета противопожарной службы озвучил его пресс-секретарь Сергей Алексеев. В целом от диссернетовцев есть «большая польза», уверен он: «Это организация общественная, влиять на неё мы не вправе. Я ни в коей мере не подвергаю сомнению профессионализм людей, которые в «Диссернете» работают». И тем не менее все сочинения «поставленные под сомнение активистами, защищены больше, чем пять лет назад. Ни один из их авторов не был лишён степени Высшей аттестационной комиссией».
Сейчас защиты проходят в университете ГПС «под камеру, в соответствии со всеми требованиями» и не получают никаких замечаний от ВАК и Минобрнауки, проинформировал Сергей Алексеев. Он, как и проректор СПбГЭУ, полагает, что методы сетевого сообщества неоднозначны: «Нам звонил один из представителей этой организации, он по своему образованию – физик. Как он может оценивать работы, связанным с нашей технологией или, например, педагогической деятельностью? «Диссернет» используют программу «Антиплагиат», которая выполняет чисто техническую роль. Но нигде в требованиях к кандидатским диссертациям не указано, что они должны быть инновационной вещью, как докторские. Да, некоторые диссертации во многом близки, но это нормально для узкопрофильных вузов. Темы работ (где обнаружены совпадения. – Прим. ред.) очень схожи».